Официант 4-го разряда, бармен 4-го разряда
«ОФИЦИАНТ 4-го разряда, БАРМЕН 4-го разряда» - срок обучения 1 год 6 месяцев (со знанием иностранного языка)
Профессия официанта имеет длинную историю.У нас официанты появились вместе с ресторанами европейского типа. Официанту полагалось носить фрак, белый жилет, галстук-бабочку и перчатки, быть побритым и постриженным, в отличие от половых, которые обслуживали посетителей в трактирах и были одеты в белые рубахи навыпуск и стриженные по-русски, «в скобку». В основном половые были из крестьян. Мальчика брали в подручные, и он в течение четырех лет осваивал азы профессии, начиная с мойщика посуды и уборщика. Затем молодой человек постепенно овладевал наукой подачи блюд, работы с клиентами, правилами расчета. Только после этого он мог надевать белую рубаху и шелковый пояс, за который прятался «лопатник» - предок блокнота с отделением для денег от расчета с клиентами.Изначально половые не получали жалованья за работу, а платили за то, что работают. Расчет полового с заведением производился марками - эквивалентами денег. Марки получали из кассы и обменивали на деньги от клиентов. Чаевые сдавались в буфет и в конце дня делились между всеми.
Профессия официанта существует уже около 6 тысяч лет и по-прежнему остается нужной и незаменимой не только в Беларуси, но и во всем мире.
Сейчас в городах появляются новые заведения ресторанного и гостиничного бизнеса, где можно провести досуг. Всем рестораторам известны составляющие успеха заведения: профессиональный шеф-повар, необычная атмосфера, созданная не без помощи дизайнерского искусства, изысканное меню, выполненное по лучшим кулинарным канонам. Важной составляющей является еще и команда официантов, способных демонстрировать безупречный сервис. Ведь все усилия владельца заведения или управляющего могут свестись на «нет» изза непрофессиональной работы официантов.
Кафе, бары, пиццерии, рестораны, кофейни, кондитерские, детские кафе принимают в своих стенах людей разных социальных групп, несмотря на то, что для большей части населения посещение ресторана остается целым событием и праздником. Однако все чаще и чаще у белорусов появляется привычка ужинать вне дома. Это требует от современных предприятий общепита безупречного сервиса. Общеизвестно, что шанс произвести на гостя хорошее впечатление дается только один раз. Хороший официант никогда этого не забывает и выполняет просьбы клиентов без замедления, а отличный официант предугадывает их желания.
Как известно, в любой сфере услуг конкурентоспособность заведения во многом зависит от профессионализма сотрудников. Поэтому первоклассный специалист в этой области является самым надежным инструментом конкуренции в ресторанном бизнесе. Персонал – это та основа, профессионализм которой обеспечивает успех и эффективность заведения. Современные предприятия общественного питания заинтересованы в том, чтобы их персонал был квалифицированным. Именно персонал создает ту атмосферу ресторана, которая нравится гостям, ради которой они приходят снова и снова. Современный официант – это человек, у которого помимо профессиональных знаний должно быть хорошее знание психологии, этикета. Он должен разбираться в тонкостях кухни разных стран, обладать чувством вкуса и такта, у него должна быть хорошо поставлена речь.
Итак, официант это лицо любого ресторана, бара или кафе. В первую очередь от него зависит обстановка гостеприимства и радушия, так как в его обязанности входит прием заказа, общение с гостем и сервировка стола.